Некоторые аспекты разрешения трудовых споров при ликвидации юридического лица.
    

Трудовые споры, связанные с увольнением работника при ликвидации юридического лица, являются очень актуальной и мало разработанной сферой современной отечественной юридической практики.

Прежде всего, это связано с тем, что на сегодняшний день действующее законодательство Украины, пока что, не определяет общего понятия ликвидации юридических лиц. Процедура ликвидации регламентируется многими нормативно-правовыми актами, в частности Гражданским кодексом, Хозяйственным кодексом, Законами Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», «О хозяйственных обществах», «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» и другими.

Анализ действующего украинского законодательства позволяет сделать вывод, что ликвидация – это самостоятельная форма прекращения деятельности юридического лица, которая осуществляется без перехода прав и обязанностей предприятия, которое ликвидируется, т. е. без правопреемства.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ Украины трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия могут быть расторгнуты собственником или уполномоченным им органом в случае изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников. В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного суда Украины «О практике рассмотрения судами трудовых споров» в редакции от 25.05.1998 года, рассматривая трудовые споры, связанные с увольнением по п.1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ Украины, суды обязаны выяснить действительно ли у юридического лица имели место изменения в организации производства и труда. В частности имела ли место именно ликвидация юридического лица.

Отечественная практика показывает, что очень часто ликвидация юридических лиц происходит с нарушением некоторых положений действующего законодательства, при этом работники увольняются как при ликвидации, при фактической реорганизации предприятия или учреждения. На наш взгляд при рассмотрении трудового спора, связанного с ликвидацией юридического лица, следует выяснить, действительно имела ли место именно ликвидация, либо юридическое лицо прекратило свое существование в форме реорганизации. Для этого необходимо обратить внимание на следующие моменты.

В практике нашей компании мы встречались с фактом, когда при ликвидации юридического лица по приказу государственного органа, другое юридическое лицо определялось правопреемником ликвидируемого субъекта в определенной части полномочий ликвидируемого учреждения. Этот факт является грубым нарушением действующего законодательства Украины, поскольку при ликвидации предприятия, учреждения либо организации их права и обязанности прекращаются полностью, а не переходят к другому лицу, пусть даже и не в полном объеме.

Также следует отметить, что при ликвидации юридического лица существует определенный порядок распоряжения документацией данного лица. Этот порядок определен Приказом Государственного комитета архивов Украины №16 от 16.03.2001 «Об утверждении Правил работы архивных подразделений органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций». Кроме этого, в соответствии со статьей 36 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» для проведения государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации государственному регистратору подается справка архивного учреждения о принятии документов, которые подлежат долгосрочному хранению. Таким образом, законодатель четко установил порядок обращения с документацией юридического лица при его ликвидации, и нарушение этого порядка может влечь за собой признание ликвидации недействительной.

Также при рассмотрении трудового спора, связанного с ликвидацией необходимо обратить внимание на статью 49-4 КЗоТ Украины, где сказано, что ликвидация, реорганизация предприятий, изменение форм собственности или частичная остановка производства, влекущие за собой сокращение численности или штата работников, ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного предоставления профсоюзам информации по данному вопросу. Собственник либо уполномоченный им орган не позднее трех месяцев со времени принятия им решения о ликвидации проводит консультации с профсоюзами о перенесении сроков или временном прекращении или отмене мероприятий, связанных с увольнением работников. Нередко это требование не выполняется при ликвидации юридических лиц.

В отечественной практике трудовые споры, связанные с ликвидацией юридического лица становятся все более распространенными. Однако следует учесть, что ликвидация – это сложный процесс, который еще не до конца урегулирован законодательством, и часто происходит с нарушением норм права. Также в практике были случаи, когда под видом ликвидации происходила фактическая ликвидация юридических лиц, однако штат сотрудников увольнялся как при ликвидации, т. е. без учета преимуществ на оставления на работе, а также без учета иных гарантий занятости населения. Это является грубым нарушением трудовых и прав человека и гражданина, поэтому еще раз обращаем Ваше внимание, что ликвидация – это строго регламентированная процедура, которая проводится исключительно в порядке, установленном законодательством Украины, нарушение этого порядка влечет за собой нарушение прав работников, которые были уволены в связи с этой ликвидацией, поэтому при рассмотрении подобных трудовых споров необходимо определить имела ли место ликвидация юридического лица или все-таки это была реорганизация.